Сверлильно-радиальный станок являет собой оборудование, которое можно встретить и на мелко-, и на крупносерийном предприятии. Среди существующих на сегодняшний день вариантов исполнения вертикально-сверлильных машин этот пользуется заметной популярностью. Ключевая конструктивная особенность станка состоит в том, что оси отверстий шпинделя и обрабатываемой детали совмещаются не только в круговом, но и в радиальном направлении.
Существует много вариантов подобных агрегатов. Этот факт породил следующую классификацию сверлильно-радиальных станков, включающую такие типы:
- Машины общего целевого назначения.
- Мобильные станки, применимые для заготовок нестандартных размеров. Чаще всего такую технику невозможно переместить из одного цеха в другой без использования крана.
- Самоходные машины на передвижных тележках.
Радиально-сверлильный станок способен выполнять целый ряд операций, которые можно выделить такой ряд:
- Создание отверстий методом сверления в самых разных материалах, будь то древесина, пластик или металл.
- Зенкерование и рассверливание.
- Создание внутренней резьбы.
- И масса операций, которые можно выполнять как с помощью стандартного набора инструментов, так и посредством опциональных приспособлений.
Работа за сверлильно-радиальным станком требует высокой концентрации и немалых усилий в физическом плане. Выполнение ряда операций, таких как фиксирование заготовок, управление машиной, осуществление подачи шпинделя вручную и многое другое требуют от оператора максимальной ответственности и достойного уровня квалификации. Это очень важно, поскольку мастер является ключевым фактором производительности. Но не только человеческий фактор оказывает влияние на конечный результат работы. Автоматизация процесса дает возможность в значительной мере повысить продуктивность единицы оборудования.
Автоматизация радиально-сверлильного станка может касаться как отдельных операций, так и всех приемов обработки в комплексе. Такой подход к организации труда приносит плоды – увеличивается эффективность труда и снижается трудоемкость рабочего процесса.
В настоящее время радиально-сверлильные станки поставляются на мировой рынок огромным числом компаний, каждая из которых стремится сделать свой агрегат более производительным, эргономичным, экономичным и удобным в работе. Но при всем этом многообразии современных агрегатов совсем не падает популярность машин, спроектированных и произведенных во времена Советского Союза. Одними из таких являются модели 2М55, 2К52 и 2А554, которые мы и рассмотрим ниже.
2М55
Станок радиально-сверлильный 2М55 – одна из самых успешных разработок Одесского Станкостроительного Завода. Эта машина соответствует высокому классу точности и являет собой очень производительный и надежный агрегат своего времени.
Одно из преимуществ станка радиально-сверлильного 2М55 – наличие большой рабочей плиты, чьи габариты составляют 1000х2555 миллиметров. С помощью этой машины мастер может работать с самыми разными заготовками без каких-либо проблем. Предельный диаметр сверления для этой машины – 50 миллиметров при условии сверления стальной заготовки толщиной 45 миллиметров или 63 миллиметра при работе с чугуном, что расширяет функциональность модели.
Агрегат оснащен шестью электрическими моторами. Двигатель основного привода отличается мощностью в 4.5 кВт. Кроме того, конструкцией предусмотрен мотор перемещения рукава, 55-ваттный двигатель привода гидравлического зажима колонны, мотор гидравлического зажима головки, мотор насоса и двигатель набора скоростей.
Габариты модели 2М55 составляют 2665х1020х3430 миллиметров, а масса станка поистине исполинская – 4.7 тонны.
2А554
Радиально-сверлильный станок 2А554 также является детищем вышеупомянутого Одесского завода. Эта модель пришла на смену морально устаревшей 2М55. Именно поэтому по техническим параметрам этот агрегат во многом сопоставим со своим «прародителем», но имеет некоторые доработки и усовершенствования.
Рассмотрим конструктивные отличия радиально-сверлильного станка 2А554 от модели 2М55:
- Число передач шпинделя прямого вращения увеличено с 21 до 24.
- Пределы подач на 1 оборот расширены до 0,045-5,0 миллиметров;
- Число ступеней подач увеличено в 2 раза до 24;
- Добавлен седьмой электрический двигатель – мотор привода ускоренного перемещения шпинделя.
- Суммарная мощность всех электрических двигателей составляет 8.9 кВт.
Данный агрегат во многом совпадает со своим «предшественником», в том числе и по параметрам массы и габаритов.
2К52
Радиально сверлильный станок 2К52 – это мощный агрегат, соответствующий высокому классу точности, который производился на белорусских мощностях в соответствии с проектами одесского бюро. Его предельный условный диаметр сверления стали составляет 25 миллиметров. При этом диапазон расстояний от шпинделя до направляющей колонны составляет 300-800 миллиметров. Разумеется, по параметру производительности эта модель отстает от описанных выше, но для мелко- и крупносерийного производства, где требуется сверление средних по размеру отверстий, 2К52 может оказаться незаменимы помощником.
Габариты рабочей плиты данного агрегата составляют 800х630 миллиметров. Частота оборотов шпинделя достигает показателя в 1600 за минуту. Конструкцией предусмотрено восемь встроенных скоростей шпинделя, а число ступеней рабочих подач – три.
Радиально-сверлильные станки 2К52 комплектуются 1.5-киловаттным двигателем главного движения. При этом в машине имеется также встроенный электрический двигатель зажима колонны и мотор насоса системы охлаждения. Масса станка составляет 1250 кг, а его габариты – 1760х915х1970 миллиметров.
Выводы
Таким образом, нам удалось получить общее представление о том, что являет собой советская техника радиально-сверлильного типа. Среди ее отличительных черт стоит отметить невероятную выносливость, которая подтверждается тем фактом, что некоторые из этих агрегатов до сих пор исправно служат мастерам по всему СНГ. Но, разумеется, в моральном и технологическом плане данные модели бесконечно устарели и отстали от европейских аналогов.
И если вы стремитесь к максимизации производительности труда, а не к экономии, то стоит обратить внимание на более современные разработки отечественных и зарубежных компаний.